09 Ноября 2015
18594

Как составить сочинение по истории на ЕГЭ-2016?

В 2016 г. будет введено новое задание на ЕГЭ по истории – написание исторического сочинения по указанному периоду. Учащиеся несколько растерялись, ведь в предыдущие годы было иное задание – написать сочинение по характеристике личности.

Предлагаю свой вариант отработки умений по новому варианту задания 25.

Сочинение по истории ЕГЭ - примеры и с чего начать

Мне представляется, что начинать работу по написанию сочинения по истории лучше всего с того, чтобы вспомнить и выписать все личности, которые связаны с выбранным периодом. Например, предложено написать сочинение о периоде 1019-1054. Это период Киевской Руси. Вспоминаем, что в это время правил Ярослав Мудрый. Какие ещё личности связаны с этим периодом? Конечно, дети и, прежде всего вспоминается любимая дочь Ярослава, ставшая королевой, а после смерти мужа правителем Франции. Итак, определяем две личносCBsTF4gUMAAxLsg.jpgти – Ярослав Мудрый и его дочь Анна Ярославна.

Теперь надо определить события периода. С именем князя Ярослава связана прежде всего законодательная политика – принятие первого свода законов «Русская правда», но это не связано с его дочерью.

Думаем дальше – разгром печенегов, походы в Прибалтику и Польшу, борьба с местным сепаратизмом. Эти события, несомненно надо будет упомянуть в сочинении, характеризуя личность Ярослава, но они тоже не связаны с личностью Анны. Но есть ещё важные направления в деятельности Ярослава – усиление роли Киева, превращение его в административный, религиозный и культурный центр, а также усиление контактов с Западом через династические браки.

Итак, можно выбрать два явления, которые непосредственно связаны с обоими личностями – открытие школ для девочек в Киеве и династические браки. Как связаны эти явления? Вспоминаем, что в Западной Европе в этот период было мало грамотных людей даже среди знати. Естественно, образованность киевских княжон не могла не привлечь к ним внимание и желание породниться с ними, а это, в свою очередь, повышало престиж Киевской Руси. Известно, что овдовевшего французского короля привлекла именно образованность и ум далёкой красавицы, а не её внешность.

Сохранились документы, подписанные Анной, где её чтят, как мудрую и справедливую правительницу до сих пор. О престиже государства можно судить по тому факту, что многие европейские короли считали честью породниться с Ярославом, что касается Анны, то она лишь со второго раза дала согласие на брак, глубоко почитала мужа, но не любила.

Итак, предварительная работа для сочинения по истории проведена: мы указали две личности периода – Ярослав Мудрый и Анна Ярославна, определили два явления периода – развитие образования среди девушек в Киевской Руси и династические браки как одно из направлений внешней политики Ярослав Мудрого, выявили причинно-следственные связи между процессами: образованность дочерей Ярослава привлекало к ним внимание в малограмотной Европе, а эти браки поднимали престиж Киевской Руси.

Теперь переходим к работе над параметрами К4. Здесь можно вспомнить фильмы, посвящённые этим личностям и сравнить с историческими источниками. Можно привести слова Н. Карамзина, который оценивая деятельность Ярослава Мудрого, сказал: «Блестящее и счастливое правление Ярослава оставило памятник, достойный великого монарха» (https//: arthiv.orthodoxy.org.ua)

Теперь можно приступать к написанию сочинения. Форма в кодификаторе не оговаривается. Мне представляется, что наиболее удачной формой будет эссе, но допускаю, что не все коллеги со мной согласятся. Моё мнение основано на том, что эссе наиболее свободная форма, близкая к разговорному жанру, что даёт представление об индивидуальности абитуриента.


img-20140401181421-264.jpg

Подведём некоторые итоги и выработаем некоторый алгоритм по написанию сочинения по истории на ЕГЭ 2016:

  • Определяем имя правителя предложенного периода
  • Определяем основные события периода
  • Определяем, какие известные личности жили в данную эпоху и даём им характеристику и оценку
  • Соотносим имена и события
  • Устанавливаем причинно-следственные связи между ними
  • Выбираем исторические термины и понятия, относящиеся к периоду
  • Выбираем форму
  • Следуя выбранной форме, пишем сочинение.

Надеюсь, что мой опыт заинтересует коллег репетиторов по истории и поможет выпускникам на едином государственном экзамене.
 

Автор материала: Корягина Ирина Александровна
https://upstudy.ru/repetitors/303544/

С помощью тегов можно быстрее найти нужную статью

Комментариев пока нет

Для того чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться

На инструменте рвутся струны не так редко. Надо признать, что в сегодняшних реалиях это стало обычным делом для практикующих музыкантов. Что же касается новичков устранение этой проблемы вызывает определенные трудности. Постараемся разобраться!

Быть студентом нелегко: объём информации – невероятный, и он постоянно растет, времени – мало. А ведь еще хочется пообщаться с новыми друзьями и съездить домой. Сегодня мы поговорим о проектах, которые являются неплохим подспорьем в учебе. Используя их, вы сможете получить «отлично» по любому предмету.

Прочитав эту статью, вы не будете рисовать как Шишкин. Статья станет полезной для самопонимания и первым шагом в мир изобразительного искусства. Прежде чем начать трудиться, нужно понять, для чего мы делаем множество нудных упражнений, которые порой с первого занятия отбивают желание рисовать дальше. 

Рейтинг@Mail.ru